Классицизм в мебельном искусстве XVIII века
История, как известно, движется по спирали, возвращаясь, время от времени, к уже знакомым вещам, но привнося в них элементы, свойственные именно данной эпохе. Причудливые формы стиля рококо вызвали вполне понятное пресыщение и в печати все чаще стали появляться призывы к более рациональному и трезвому. В это время и появилась мода на хорошо забытое старое... История, как известно, движется по спирали, возвращаясь, время от времени, к уже знакомым вещам, но привнося в них элементы, свойственные именно данной эпохе. Причудливые формы стиля рококо вызвали вполне понятное пресыщение и в печати все чаще стали появляться призывы к более рациональному и трезвому. В это время и появилась мода на хорошо забытое старое – просветители стали воспевать Римскую республику, историки взялись за написание трудов по античным временам, археологи отыскали засыпанные пеплом Помпеи. Все это явилось предвестником возникновения классицизма с его строгостью, ясностью и лаконичностью форм. Classicus – значит образцовый.
Последний стиль королей
Этот стиль именуют еще стилем Людовика ХVI, последним стилем королей, влияние которых распространялось на все виды искусства, вплоть до стилистики дворцовой мебели. Немалая заслуга в этом и фаворитки короля – мадам Помпадур, по имени которой были названы некоторые типы классической мебели.
Убранство помещений вместо будуарного стиля рококо, пошло в прямо противоположную сторону – декораторы старались создать иллюзию масштабного и большого пространства, независимо от размера комнаты. Вместо вычурных по форме подсвечников, часов, сложной лепнины, появляются медальоны с античными профилями из белого мрамора, полуколонны, строгие пилястры. Капризные формы мебели рококо сменяются простыми и устойчивыми линиями гармоничных пропорций.
Характерной деталью, в которой можно проследить изменение принципиальной концепции мебели, являются ножки. В отличие от мебели рококо, где на изогнутые ножки плавно перетекал сам корпус мебели, в классицизме эта деталь выпрямляется и снова становится функциональной опорной конструкцией. Мягкие элементы обиваются тканями с цветочным рисунком. Декор представлен античными мотивами: жемчужные нити, лавровые гирлянды, фестоны, розетки. Мебель часто покрывают белым или зеленым лаком, сочетающимся с легкой позолотой некоторых деталей.
Мебель в стиле классицизма не внесла каких-либо глобальных изменений в изобретение новых типов. Так же популярным остается секретер, который приподнялся на высоких ножках, комоды, исполненные в новом стиле и надстроенные полками.
Мебельные мастера эпохи классицизма
Если говорить о мастерах мебели стиля классицизм, то уместно вспомнить законодателя английского классического стиля Роберта Адама. После путешествия по Италии, он воспылал страстью к античности и создал дворцовые интерьеры, для которых сам проектировал роскошную мебель. Популярность классических форм вытеснила постепенно стиль рококо, который в Англии долгое время ассоциировался с именем Чеппендейла. Сам же Роберт Адам стал тесно сотрудничать с Томасом Шератоном, основателем фирмы «Шератон», мебель которой отличалась простыми формами и матовой поверхностью дерева.
Классицизм в Европе
Постепенно стиль классицизма получил распространение по всей Европе, надолго задержавшись в Германии, став доминирующим стилем во Франции, получил распространение в Австрии, как одна из разновидностей классицизма, стиль цопф. Немецкая мебель стиля классицизм отличается духом пуританства, упрощенными формами, так не похожими на изысканно-рафинированные формы классицизма французского.
Мебель, выполненную в классическом стиле, отличает простота линий, отсутствие куртуазности, но вместе с тем она создает впечатление стабильности, незыблемости устоев. Это стиль дорогой и добротной функциональной мебели.