Важная информация

Романский стиль

Возникший  после падения Римской империи и великого переселения народов, романский стиль эпохи средневековьярождает особое чувство прикосновения к истории, вызывая ощущение значимости христианского мира и охватывает собой большинство европейских стран, несмотря на феодальную раздробленность того времени.

Возникший  после падения Римской империи и великого переселения народов, романский стиль эпохи средневековья рождает особое чувство прикосновения к истории, вызывая ощущение значимости христианского мира и охватывает собой большинство европейских стран, несмотря на феодальную раздробленность того времени.  

Резной стол в романском стилеЛаконичная простота и  прочная функциональность

Основные черты, которые присущи этому стилю – солидность, массивность, добротность, отсутствие в декоре мебели изображений животных и людей. Это обусловлено появлением христианства, для ранних форм которого эти изображения несли в себе символы  идолопоклонства. А влияние церкви во времена средневековья распространялось на любую область, не давая возможности развиваться без ее одобрения. Поэтому для замены декоративных элементов пришла резьба, кованые петли, металлические ручки, объемные массивные замки, что придавало дополнительную прочность, помимо эстетических моментов.  

Мебель средневековья, представленная даже в домах богатых горожан, была проста и не отличалась многообразием: сундук, одновременно выполняющий функции стола или стула, кровати, редко специально сделанные шкафы. Чаще сундуки, поставленные вертикально друг на друга, заменяли шкаф.

Необычным было изготовление столов: два щита использовались вместо ножек, соединялись между собой деревянными брусьями, а  непосредственно   сама столешница помещалась на эти брусья. Для изготовления стульев, скамеек, трехногих табуретов применяли круглые обточенные бруски. Сама же мебель делалась из прочных сортов дерева – кедра, дуба, ели. 

Церковная мебель средних веков  

Большая часть мебели производилась для церкви. Кресла для клироса, мебель для ризниц – все эти предметы довольно громоздки и имеют примитивную конструкцию. Из Франции пришло использование железных накладок, новый элемент, который ранее не применялся. Деревянные соединения мебели для сидения покрывали слоем краски, чтобы завуалировать дефекты. В более позднем   стиле к романской мебели добавились элементы резьбы по дереву и тонкая железная фурнитура.  

Интересная деталь той эпохи  -  высота спинки стула напрямую зависела от занимаемого хозяином социального положения: чем богаче и успешнее был владелец, тем более высокой была спинка его стула. Для того чтобы ноги не мерзли на холодном каменном полу, под ноги ставилась небольшая скамейка.  

Наиболее универсальным предметом мебели был сундук, который  трансформировался при необходимости в кровать, стул или даже дорожный чемодан во время путешествий, о чем говорят боковые ручки для переноски. В церкви использовали более высокие сундуки, с дверками и ножками, которые явились переходной формой к шкафу.

В эпоху средневековья большое внимание вызвали к себе кровати. Созданные по византийским образцам, они представляли собой раму на точеных ножках, окруженную низкой решеткой. Позже как элемент, заимствованный с Востока, добавится балдахин, где драпировка крепилась на специальный каркас или к балке потолка.  

Стиль - отражение эпохи  

Комфорт и уют уступили место простоте и функциональности в мебели романского периода. Впрочем, мебель соответствовала уровню культуры и образу жизни. Роскошь и художественная изысканность античного мира ушли в забвение. Ремесло романской эпохи было направлено на удовлетворение элементарных потребностей.  Мир красок и форм, возникший под влиянием византийского и варварского влияний, был прост и груб. Мебель той поры, дошедшая в изображениях, стилизована, статична, но не лишена декоративности: элементы растительного орнамента подчинены церковным догматам и выражают религиозные отношения того мрачного времени.

« Пред.