Важная информация

Мебель эпохи Елизаветы: рококо в России

Год смерти Петра Великого совпал с годом расцвета в Европе стиля рококо. Так как Россия была уже тогда быстро развивающейся империей, влияние этого стиля было велико и здесь, вплоть до 70-х годов XVIII века.

Год смерти Петра Великого совпал с годом расцвета в Европе стиля рококо. Так как Россия была уже тогда быстро развивающейся империей, влияние этого стиля было велико и здесь, вплоть до 70-х годов XVIII века. В это время на престоле сменились семь правителей: Екатерина Первая, Петр Второй, Анна Ивановна, Анна Леопольдовна, Иван Антонович, Елизавета Петровна, Петр Третий. Застало рококо и первые годы правления Екатерины Великой.   

Наиболее полно можно судить об этом стиле по временам царствования Елизаветы. Она управляла государством двадцать лет, начиная с 1741 года.

Характеризовался рококо завитками, изогнутыми линиями, цветочными гирляндами, раковинами с изогнутыми краями. Это была изысканная выразительная резьба. Прямые линии и симметрия больше не ценились в мебельном искусстве.

В качестве материалов уже не мог использоваться дуб, так как из него было сложно делать такие замысловатые формы. Все больше применялось для декорирования элегантной мебели золото, бронза, камень, ценные породы деревьев, гобелены. Использовались также древесина липы и березы.

Широко использовалась роспись по левкасу (грунт, основанный на меловом клее из рыбьего жира с добавлением льняного масла). Деревянная мебель эпохи Елизаветы покрывалась таким составом, а затем на него наносилась роспись.  Сохранилось много предметов мебели этой эпохи: столики, стулья, шкафы, рамы для картин и зеркал.  

Кроме левкаса использовали также китайские лаки, они были разноцветными. На них наносилась роспись красками, золотом. Изображались различные сюжеты (охота, прогулки, природа), орнаменты. Мебель также оклеивалась гравюрами с похожими сюжетами.  

Русские мастера пытались подражать иностранным ремесленникам. Многим не хватало опыта и знания техники. Однако русские творения приобретали особенную самобытность.

Мебель эпохи Елизаветы для дворцов и царских покоев привозилась из-за границы, в большинстве своем из Франции. Наиболее ярким образцом эпохи рококо в России является тронное кресло Елизаветы. Это массивное сооружение, покрытое толстым слоем позолоты и украшенное резным растительным рисунком. Удивительно, как столь тяжелый трон держится на тоненьких изогнутых ножках.  

В эти же времена развивается строительство помещичьих усадеб. В богатых домах много комнат: спальни, столовая, гостиная, диванная, портретная, официантская, кабинеты и прочие. Для всех этих помещений необходима была мебель. Приобрести ее было проблематично, несмотря на то, что уже имелись опытные российские мастера. Но они не могли делать мебель, соответствующую новым веяниям моды. Вплоть до 70 годов XVIII века изящная мебель была дефицитом, как сказали бы сейчас. При переездах в большинстве случаев брали с собой стулья, столы, диванчики. Все это в дороге ломалось, приходило в негодность. Даже во дворце дела обстояли также.  

Чаще всего мебель эпохи Елизаветы для помещиков изготавливали дворовые люди. Когда находился более-менее опытный и умелый работник, помещики еще и зарабатывали на этом, отдавая его в оброк и услужение другим дворянам. Стиль рококо явил свету множество различных шкафчиков с потайными дверцами и ящиками (секретеры), туалетные столики, тумбочки, кресла на изогнутых ножках, шкафы с ящиками различных форм. Все они украшались резьбой, позолотой, бронзой.

Развивается искусство инкрустации. На дверцах шкафов, столешницах, на других поверхностях появляется мозаика из дерева. Для этого использовались различные породы древесины. С помощью такой техники на поверхности мебели изображаются целые сюжетные картины.

И все же на всех желающих роскошной мебели не хватало. Иногда выручали иностранные послы. Будучи назначенными на службу в Россию, они на кораблях привозили с собой предметы интерьера и аксессуары, которые затем распродавали русским помещикам. 

« Пред.